пятница, 23 октября 2009 г.

Статья из журнала семь дней

Статья журнала "Семь дней " о съёмках картины.
Статья журнала "Семь дней " о съёмках картины.

ЧЕМ ЖЕРАР ДЕПАРДЬЕ ИСПУГАЛ РОССИЙСКИХ КОСТЮМЕРОВ ИЛИ 12 ЯИЦ В КРУТУЮ


Два года назад Жерар Депардье сгоряча заявил: «Я заканчиваю сниматься в кино. И одновременно бросаю пить…» На счастье кинематографа, в том числе и российского, француз обещаний не выполнил. Как и прежде, снимается. А недавно сыграл коронованную особу в российской картине «Все могут короли».



ЛЕГЕНДА О ПРОКЛЯТЬЕ…

У каждого французского замка есть своя легенда. У Шато Дю Люд, чтов нескольких часах езды от Парижа, их сразу две. Одна связана с временами столь далекими, что в ней вымысла не меньше, чем правды. В начале XV века знаменитый барон Жиль Де Рэ, известный в народе как Синяя борода, ехал со своей армией в Орлеан соединиться с войском Жанны Д`Арк (он, якобы был одним из соратников великой француженки). Не добравшись до места назначения, Де Рэ вынужден был принять битву с противником. И случилось это как раз в замке Ле Люд, в северной башне. С тех пор над башней держится проклятие. Во времена Ренессанса она вообще неожиданно рухнула! Четыре века ее никто не брался восстанавливать, потому что как только начинались реставрационные работы, происходило нехорошее: то строитель сорвется в верхотуры, то каменщик испустит дух при странных обстоятельствах. И все же, каким-то чудом башню все же привели в нормальный вид, не нарушающий гармонию знаменитого Шато, в котором гостили короли Генрих IV и Людовик XIII.



ИСКЛЮЧЕНИЕ ДЛЯ РУССКИХ

Вторая легенда, которая наверняка будет передаваться из поколения в поколение, связана с нынешними временами. Недавно с рабочим визитом замок посетил Жерар Депардье. Французский актер провел в нем целый день вместе с российской киногруппой фильма «Все могут короли».
Пожалуй, этого счастливого дня ни в жизни хозяев Дю Люд, ни в жизни съемочный группы не было, если б не режиссер фильма Александр Черняев. В историю о приключениях французской принцессы (Елена Полякова), которая приезжает в Санкт-Петербург передать в дар музею архивные документы своей бабушки, и влюбляется там в журналиста (Гоша Куценко), именно Александр решил ввести «французский колорит». И в сценарии Александра Володарского дописал небольшую часть о жизни принцессы в родных пенатах. Так появился и Прованс, и Шато, и фрейлина (Татьяна Васильева), и бабушка (Натали Нерваль) и папа-король (Жерар Депардье).
На поиски резиденции королевских особ русская группа потратила месяц. Объездила около 12 замков, но Шато Дю Люд был единственным «жилым музеем» в округе– в нем проживает семья владельца. К тому же в замке с легкостью можно воссоздать не только атмосферу прошлых веков, но и быт потомственных аристократов. Не может же король есть из простых тарелок! А в Шато каждый предмет – антиквариат. Столы, стулья, камины, бильярд, картины, статуи, лестницы, книги, тарелки, столовые приборы, салфетки с вензелями. Даже мусор на чердаках – как минимум XIX века! А хозяева Дю Люд, соглашаясь пустить в свой замок съемочную группу, были столь любезны, что позволили русским использовать для съемок все эти ценные вещи! Остается только гадать, с чем связано это исключение. Может с тем, что их предок, вместе с Наполеоном дошел до Москвы. А, может, с тем, что их дочь учится в Москве. А может все дело в том, что отказать самому Депардье они были не в силах.


УЖАСНЫЙ ДЕПАРДЬЕ



Кстати, заполучить французскую знаменитость в российскую картину оказалось не так просто. Узнав о желании русских пригласить в картину Жерара Депардье, французы принялись отговаривать. Говорили, что тот ни за что не согласится, а если он даст добро, вы сами сто раз пожалеете! Не согласится потому, что отказывается от участия в картинах, где у него меньше трех съемочных дней. Во «Все могут короли» его приглашали только на один. А пожалеете потому, что характер у месье такой плохой - сорвет работу.
Но наши рискнули. Но даже поймать Депардье, чтобы передать приглашение, оказалось делом сложным. На одном месте он не засиживается, все время летает между странами и городами. Нашли выход к звезде через его близкого знакомого, который и подсунул Депардье синопсис «Все могут короли». А мсье взял да и согласился. Сказал, из любви к русскому искусству. И даже попросил расширить характер его героя, так что Александр Черняев специально для него дописывал сценарий.
На удивление, никаких требований к своему пребыванию на съемочной площадке Депардье не выставлял: ни обеда с устрицами, ни коллекционного вина в гримерку не требовал. Но русская группа заранее стала готовиться ко «дню икс». Во-первых, надо было решить вопрос с костюмом для короля. Решили, что обшивать Депардье будет его личный портной, который уже много лет работает с актером и знает мерки своего работодателя лучше собственных. Только дизайн и материал для костюма покупали русские костюмеры. Они же приобрели для знаменитости белье, рубашки и две пары ботинок, на случай, если тот одни забракует.
А во-вторых, напуганные предупреждениями французов, стали разузнавать о привычках и манере поведения мсье. И напряглись не на шутку… Оказывается господин Депардье – человек настроения. Если он не в духе, то не подпускает к себе гримера, а может и сорвать микрофон с одежды. К тому же французская звезда никогда не возвращает костюмы, в которых снимается. Костюмеров картины предупредили: ни в коем случае не пытайтесь забрать их обратно – будет скандал. А еще Депардье никогда не выключает телефон во время съемок, потому что болтовня с приятелями ему не менее интересна рабочего процесса. Последнее особенно испугало русскую группу, поскольку во время сцен с Депардье хотели писать чистый звук – не приглашать же французскую знаменитость на озвучание в Москву! Помимо этого выяснилось, что обладатель «Сезаров» в последнее время не любит напрягать память и текст не учит. Поэтому переводчику русской группы пришлось набирать все реплики актера большими буквами и выводить листы на принтере.


ДЕНЬ ИКС

И вот день приезда Депардье настал.Уже ранним утром перед выездом из гостиницы в замок съемочная группа начала готовиться к его приезду. Реквизиторы, собрав на завтраке все яйца, - их набралось 12 штук,

больше не было,принялись их варить вмешочек. Первая сцена, которую предстояло снять - герой Депардье за завтраком беседует с дочерью об ее отъезде в Питер и вкушает из антикварной тарелки антикварной ложкой продукцию птицефабрики. На всякий случай, готовили побольше, неизвестно ведь, сколько дублей будет…
Еще утренний туман окутывал Шато, а осветители уже выставили свет, художники расставили стулья и столы в просторной столовой, реквизиторы разложили приборы и посуду, аккуратно поставили яйцо в подставку, разложили свежий хлеб и плюшки, масло; звукооператор сто раз проверил звук, оператор – камеру. Дело за малым –Депардье. Он не заставил себя ждать, чуть раньше намеченного водитель привез мсье в Шато. По виду вышедшего из авто актера вряд ли можно было подумать, что он зарабатывает сотни тысяч евро за съемочный день – растянутые, повисшие на коленях джинсы, мятая рубашка. Оказалось, актер только в полночь прилетел из Венеции в Ле Ман, где жила русская группа и поселился в той же гостинице. Времени доехать до дома, и переодеться у него просто не было.

Зайдя в замок и бегло осмотрев съемочную площадку, Депардье улыбнулся и одобрительно закивал: «Се бон» В группе пронесся вздох облегчения: актер - в добром расположении духа. Через несколько минут француз поднялся к себе - каждому актеру фильма на втором этаже замка выделили по апартаментам и украсили табличками с именами. Конечно, господину Депардье достались самые красивые и просторные.

Первым делом француз пощупал костюм и рубашку. Материал ему понравился, и он согласился переодеться. К услугам костюмеров прибегать не стал, закрылся у себя и все делал сам. А вот ботинки актеру не приглянулись. Одни он забраковал тут же, вторые надел, но скоро понял, что жмут. Купить другие времени уже не было, пришлось Депардье сниматься в тесных, а в перерыве надевать те, что не понравились, но были в пору. В это время костюмеры посредством влажных салфеток растягивали неудобную обувку. Все 8 часов, что продлился съемочный день, Депардье рычал на приближающихся костюмеров, называл их «своими мучителями», но терпел.


ПОЕДАТЕЛЬ ЯИЦ

Наконец, Депардье входит в кадр. Усаживается в кресло у длиннющего стола напротив принцессы-дочери, Елены Поляковой, и расплывается в широченной улыбке. Осматривает окружающих, среди которых много молоденьких девушек и довольно причмокивает. Обстановка ему нравится, глаз «горит». Когда кто-то из девушек наклоняется к актеру, что-то с ним обсудить или перевести просьбу режиссера, мсье непременно прикасается к ее руке... Он с легкостью переходит с французского на английский, общаясь с группой. Изредка вставляет русские слова. Их немного, но для съемок вполне достаточно: «хорошо», «давай, ребята, давай», «работать». Знаком француз и с историческими реалиями СССР, в момент, когда одна из девушек повязывала на себя туго шарф, он засмеялся и со словами «Сталин! Сталин!», зажал руками шею, высунул язык и сделал вид, что его душат…
Пока в нескольких метрах от актера, прямо по его взгляду, прикрепляют большие листы с текстом, Депардье просит режиссера разъяснить задачу и интересуется в какой момент он должен расколоть яйцо и начать его есть. Актер договаривается с Черняевым, что по слову «топ» он шлепнет ложечкой по белой скорлупе. Первый дубль проходит на ура, потом второй-пятый-седьмой. На площадке становится спокойнее. Нервничают только реквизиторы: их яйца тают на глазах, потому что с каждым дублем мсье Депардье съедает по одному. Да еще прикусывает белой булочкой с маслом.
От обильного завтрака настроение у «короля» все лучше. Он уже не прочь поболтать с «дочерью» вне кадра. Елена Полякова, хотя и учила в школе французский, для этих съемок занималась с репетитором, и теперь вполне свободно общается. «А вы играете в театре? - интересуется Депардье. – Я обожаю театр. А вот кино нагнетает на меня тоску, в нем слишком много вымученного, искусственного». За время разговора выясняется, что француз неплохо разбирается в российском искусстве, особенно, в кино, поскольку за последние лет 10 работал в нескольких русских картинах. «А вот скажите, у вас уже сняли фильм о Высоцком? – неожиданно спрашивает и с удивлением узнает, что нет. – Странно. Он же был популярен в вашей стране, как у нас Эдит Пиаф. А о ней у нас сделали несколько фильмов. Между прочим, Владимир с Мариной Влади как-то провели у меня целый день. Мы болтали, выпивали, он пел песни, играл на гитаре. Мы даже хотели вместе с ним снять фильм о мужской дружбе. Высоцкий начал писал сценарий. Но не случилось…» Депардье засыпает вопросами Елену Полякову: «Какие театры сейчас популярны в России?», «Какие молодые актеры?», «Какие фильмы снимают в Москве? А то ведь знаете, русские очень любят плакать и рефлексировать в кино…»
Когда в съемках наметилась более длительная пауза – перестановка камеры, света, актер налил себе чаю, а потом вышел на улицу погреться на солнышке и покурить. Осмелевшие дамы из съемочной группы аккуратно подобрались к Депардье и попросили сфотографироваться. Тот с удовольствием согласился, отбросил сигарету и позировал с каждой. От женского внимания он расцвел на глазах, шутил, разыгрывал сценки. Но когда пошли фотографироваться мужчины, француз потускнел на глазах, поднял с земли еще не потухшую сигарету и переключил внимание на графиню и графа Де Николай. С ними он на равных, восхищается замком и имением в тысячу гектар и признается, что его-то куда меньше. Просит графиню показать сад, который она восстановила в том виде, в каком он был 120 лет назад.
Дизайн сада, оранжерея, парники, коллекция редких овощей и фруктов произвели на актера неизгладимое впечатление. Оказалось, в своем замке Депардье тоже хочет разбить сад, и даже договорился с хозяйкой, что та поделится с ним семенами. Мадам, для начала дарит актеру голубую тыкву.
Поняв, что работа близится к концу, актер почувствовал себя свободнее и веселее. Не жалел комплиментов для Елены Поляковой, сравнивая ее с Изабеллой Росселини. Александру Черняеву пожаловался на американских актеров, которые играть толком не умеют, режиссеров, что снимают штамп за штампом и на холодность голливудских актрис: «Одной я положил руку прямо на задницу! А она – никакой реакции!»

ДЕБЮТ И НЕУДАЧА КУЦЕНКО


И хотя он уехал в съемочном костюме Когда мсье Депардье уехал, в группе признали – пугали зря., забрав с собой даже ботинки, которые жали, на съемочной площадке назвали его приятным, веселым и общительным парнем. Впрочем, Елена Полякова и не сомневалась в том, что Депардье – лучший: «С самого начала знала, что он такой, иначе и не представляла. Меня все спрашивали: «Не боишься с ним в кадр?» А у меня никакого страха не было». Не повезло лишь только Гоше Куценко. Он приехал в замок на следующий день после того, как в нем царствовал Депардье. «Эх, жалко, что я с ним не пересекся! Мы бы с ним сто пудов посидели, выпили, поговорили. Я бы подарил ему бутылку хорошего вина и свои часы. Да что часы! Я бы ему все отдал – он мой любимый актер.- сказал Куценко, но потом, помолчав добавил: Вообще, может, это хорошо, что я его не увидел,а так бы остался без последнего...» Впрочем, Елене Поляковой и Гоше Куценко было достаточно и общения друг с другом. Ведь ак-никак она – принцесса, а он – принц на белом коне.

«Мы снимаем историю про любовь со счастливым концом, романтическую историю. О том, как современный человек опадает в сказку», - рассказал Александр Черняев. Надеюсь, у нас получилось. По сценарию возлюбленная героя Куценко, уезжает на родину во Францию, а он бросает все и детза ней следом. Финал картины действительно похож на сказку: он скачет к любимой на белом коне, размахивая букетом цветов. Кстати, эта, казалось бы простая сцена алась руппе не с первого дубля. Сначала конь просто съел букет цветов для принцессы. Потом Куценко предстояло скакать галопом, и он еле удержался в седле.

«В первый раз в кадре скачу галопом! – признался Куценко. – Хотя когда готовился к «Турецкому гамбиту», тренировался. Но там мою сцену, где должен быть галоп, заменили на строевую рысь. А здесь тренировки пригодились. Так что сегодня у меня долгожданный дебют!.. А вообще, знаете, быть принцем на белом коне просто. Потому что когда ты любишь, то с легкостью становишься принцем…»



Ирина ДАНИЛОВА
Фото Юрия ФЕКЛИСТОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий